Древний Вьетнам - интереснейшая смесь этносов. Гений каждого из них внёс свой вклад в строительство страны, протянувшейся от Китая до дельты Меконга. С X по XV век вьеты и тямы боролись друг с другом и смешивались между собой, отражая идейное и культурное противостояние китайского мира с индийским.
Слово "Вьетнам" в литературе появляется только в 1804 году и для древней истории является анахронизмом, поэтому более корректно употреблять названия стран и этнических групп, существоваваших в оговорённый период истории.
Вьетская этническая группа происходит, вероятно, из Южного Китая. Народ вьетов (или киней) представляет собой её ветвь, поселившуюся в дельте р. Хонгха среди других народов, уже обитавших в юго-восточной части Азии. В течение первых 10 веков христианской эры вьетский язык обособился от своей исконной австроазиасткой языковой семьи. Он был результатом взаимодействия между учёным, письменным, литературным и деловым языком (китайским) и местным народным. Основа этого взаимодействия - язык ханьвьет (китайско-вьетский), на котором поначалу говорили высшие слои общества.
Этническая группа тямов принадлежит к австронезийской семье. Этот народ прибыл морем с о-вов Юго-Восточной Азии (вероятно, с Борнео) и, по-видимому, на заре христианской эры поселился в прибрежных долинах. Тямы говорят на языке, близком к современным малайскому и индонезийскому, со многими санскритскими заимствованиями, пришедшими из Индии. Народ называется "тям", а страна - "Тямпа". Встречаются также варианты "чам" и "Чампа". Эти разночтения демонстрируют трудность передачи среднеязычного палатального звука, среднего между "ть" и "ч" (в русской традиции народ чаще называется "тямы", но язык - "чамский"; для названия страны употребляются оба варианта: "Тямпа" и "Чампа" - но первый принят в более авторитетных изданиях).
Между этими народами-переселенцами, с разным менталитетом, с разной культурой, завязались многочисленные связи, часто конфликтные уже потому, что независимость нескольких царств, составлявших Тямпа, противоречила настроениям в централизованной империи Дайвьет.
Тямпа приняли из Индии политические и религиозные образцы, поэтому её называют индианизированной. История Тямского государства очень причудлива. Часто создаётся впечатление, что тямы действуют под влиянием минуты; в их планах не видно ничего "национального", страна так и остаётся хрупкой конфедерацией объединённых территорий, уязвимой при столкновении с такой силой, как государство вьетов. В то же время богатство их культуры и искусства, их выдающиеся таланты настолько привлекали победителей, вьетов, что те включили их в свою собственную культуру.
Страна вьетов, до самого своего освобождения, находилась под влиянием китайцев. Важное место в обществе народа занимают китайски понятия о законодательстве и государственном управлении, а образование и литература базируются на наследии классического Китая. Поэтому страну вьетов называют китаизированной. Вьеты более ориентированы на долговременные цели; союзы заключаются ими ради единства страны, формирования нации. Вьетских правителей во все времена вдохновлял истинно политический дух.
Рядом с Тямпой, страной вьетов, Кхмерской империей (Камбоджа) и Китаем существовало ещё и пятое действующее лицо истории Древнего Вьетнама. Это "туземцы", потомки которых - племена горцев - ныне живут на окраинах Вьетнама. Вытесненные в горы, они часто представляли опасность и нарушали равновесие. Эти племена группировались вокруг своих вождей, селились возле неустойчивых границ. Последнее же действующее лицо - монгольские завоеватели, хлынувшие в страну в конце XIII в.
До середины X в. вьетская народность владела очень маленькой территорией в долине р. Хонгхи и вокруг неё.
В течение столетий, пока вызревал народ вьетов, в Тямпе, благодаря духовному влиянию Индии уже с VII в., происходили важные исторические события. В IX в. Тямпа достигла наибольшего территориального расширения.
ИНДРАПУРСКАЯ ДИНАСТИЯ В ТЯМПЕ
Династия, которая правила в Тямпе, вела своё происхождние от мифического персонажа Бхриги, который передал власть, полученную от Шивы, царю по имени Уроджа. В 875 г. власть захватил Джайя Индраварман, который объявил себя славным потомком древнего рода. Но скорее всего, он утвердился как царь царей благодаря браку с царицей Раджакулой Харадеви.
Именно из рода этой царицы выдвигались главные исторические фигуры Тямпы в X в. Наследование происходило по женской линии, так что роль женщины была крайне важна. Именно здесь впервые в письменных источниках супруги царей называются поимённо.
Новый царь Индраварман дал своё имя столице Индрапуре. Он был буддистом. Его царствование, видимо, было мирным. Земли Тямпы, находившиеся под его прямым влиянием, простирались от устьев р. Куангнгай до нынешнего города Дананг, а свидетельства признания его власти обнаруживаются от нынешней провинции Фанранг на юге до Куангбинь на севере.
К концу X в. в жизнь Индрапурской династии вмешиваются вьеты и китайская империя Сун. Не выдержав натиска, династия потеряла государственное единство.
НЕЗАВИСИМОСТЬ ВЬЕТОВ
В начале X в., пользуясь ослаблением династии Тан в Китае, вьеты усилили борьбу за независимость. До этого были разные национально-освободительные движения, но окончательная победа произошла в 938 году. С тех пор вьеты перестали подчиняться Китаю, а править стала династия Нго (939-965).
После её упадка дельта Хонгхи раздробилась на дюжину маленьких княжеств. Одному из князей удалось одолеть всех, восстановить мир и централизованную власть: Динь Бо Линь в 968 г. объявил себя императором и основал династию Динь, а страну назвал Дайковьет.
"Дай" - слово китайского происхождения, означающее "великий", а "ко" - вьетское слово с тем же значением. Название существовало до 1054 г., когда третий император династии Ли убрал слог "ко", и названием державы стало Дайвьет.
По советам гадателя Динь Бо Линь перенёс столицу в Хоалы (Ниньбинь), где она и оставалась до 1010 г.
После смерти императора власть перешла к военачальнику Ле Хоану. Он был провозглашён императором под именем Ле Дай Хань и основал династию Ранних Ле (980-1009). Ранние Ле первыми заложили подлинные основы вьетского национального единства, при них царство приняло буддизм.
В начале XI в. придворные свергли последнего императора Ле и возвели на трон высокопоставленного мандарина Ли Конг Уана, который стал править под именем Ли Тхай То и основал династию Ли, процветавшую два столетия - до 1225 г.
В 1010 г. Ли Тхай То перенёс столицу из Хоалы в Тханглонг ("Город взлетающего дракона"). Сейчас город называется Ханой.
При династии Ли буддизм стал государственной религией. Основные тексты буддийского канона были получены из Китая. Хотя отношения были напряжённые между странами, Вьетское государство оставалось под культурным китайским влиянием. Начиная с XI в. в Тханглонге строились многочисленные храмы и пагоды. Страна вьетов покрылась "одеянием из храмов".
При четвёртом императоре династии состоялись первые конкурсные экзамены чиновников.
Около 1025 г. начался процесс вьетской колонизации южных земель, который получил название "Марш на юг" ("Нам тьен").
В 1145 г. кхмерский царь Сурьяварман II завоевал Тямпу. Тямский царь Джайя Хариварман вёл многочисленные сражения с кхмерскими войсками. Поначалу последние выигрывали, но, приняв поход против Дайвьета, потерпели ряд неудач и вернулись к себе.
В 1177 г. Джайя Индраварман в союзе с Дайвьетом напал на Ангкор и разграбил его.
В 1225 г. во Вьетском государстве сменилась власть. Новая династия - Ранняя Чан - правила по 1400 г. Её правление было отмечено двумя основными событиями: борьбой с монгольской династией и с Тямпой. Кроме того, Ранние Чаны увеличили площадь обработанной земли, чтобы прокормить всё более многочисленное население, и усовершенствовали дамбы на Хонгхе.
При Чанах развивалась центральная власть. Был установлен чёткий порядок управления от центрального аппарата до любой деревне. Непрерывно совершенствовалось светское просвещение.
В 1400 г. Хо Куи Ли, китаец по происхождению, сверг династию Чан. Мандарины, оставшиеся верными Чанам, и тямы попросили Китай вмешаться. Тот с удовольствием согласился, и в 1407 г. весь Дайвьет перешёл под его контроль. При династии Хо (1400-1407) вьеты не могли противостоять китайским захватчикам. В течение 20 лет своего правления (1407-1427) китайская династия Мин вновь навязывала народу китайскую культуру и образ жизни, ввела тяжёлые подати и принудительные работы. Кроме того, китайские губернаторы увезли в Китай национальные архивы.
Против китайцев поднимались многочисленные восстания; последнее - Ламсонское восстание под предводительством Ле Лоя - закончилось победой вьетов. Это произошло в 1428 г.
Ле Лой провозгласил себя императором под именем Ле Тхай То, основав династию Поздняя Ле (1428-1788).
Столицу он устроил в Тайдо ("Западная столица"). В современном Вьетнаме Ле Лоя считают одним из величайших героев. Он восстановил в разорённой стране управление, образование и земледелие. Династия Ле приняла конфуцианство и отдала всю власть учёным, которые активно начали преследовать буддизм.
В 1471 г. Дайвьет объявил войну тямпам, напал на них и разрушил столицу Виджайю. Тямпа потеряла все земли к северу от мыса Кега. Вьетское правительство тотчас же разделило приобретённые территории по своим приницпам, приступило к культурной ассимиляции страны, освоило посевные земли, устроив колонии. От Тямпы остались только провинции Каутхара и Пандуранга.
Слово "Вьетнам" в литературе появляется только в 1804 году и для древней истории является анахронизмом, поэтому более корректно употреблять названия стран и этнических групп, существоваваших в оговорённый период истории.
Вьетская этническая группа происходит, вероятно, из Южного Китая. Народ вьетов (или киней) представляет собой её ветвь, поселившуюся в дельте р. Хонгха среди других народов, уже обитавших в юго-восточной части Азии. В течение первых 10 веков христианской эры вьетский язык обособился от своей исконной австроазиасткой языковой семьи. Он был результатом взаимодействия между учёным, письменным, литературным и деловым языком (китайским) и местным народным. Основа этого взаимодействия - язык ханьвьет (китайско-вьетский), на котором поначалу говорили высшие слои общества.
Этническая группа тямов принадлежит к австронезийской семье. Этот народ прибыл морем с о-вов Юго-Восточной Азии (вероятно, с Борнео) и, по-видимому, на заре христианской эры поселился в прибрежных долинах. Тямы говорят на языке, близком к современным малайскому и индонезийскому, со многими санскритскими заимствованиями, пришедшими из Индии. Народ называется "тям", а страна - "Тямпа". Встречаются также варианты "чам" и "Чампа". Эти разночтения демонстрируют трудность передачи среднеязычного палатального звука, среднего между "ть" и "ч" (в русской традиции народ чаще называется "тямы", но язык - "чамский"; для названия страны употребляются оба варианта: "Тямпа" и "Чампа" - но первый принят в более авторитетных изданиях).
Фото: Валерий Гаркалн |
Между этими народами-переселенцами, с разным менталитетом, с разной культурой, завязались многочисленные связи, часто конфликтные уже потому, что независимость нескольких царств, составлявших Тямпа, противоречила настроениям в централизованной империи Дайвьет.
Тямпа приняли из Индии политические и религиозные образцы, поэтому её называют индианизированной. История Тямского государства очень причудлива. Часто создаётся впечатление, что тямы действуют под влиянием минуты; в их планах не видно ничего "национального", страна так и остаётся хрупкой конфедерацией объединённых территорий, уязвимой при столкновении с такой силой, как государство вьетов. В то же время богатство их культуры и искусства, их выдающиеся таланты настолько привлекали победителей, вьетов, что те включили их в свою собственную культуру.
Страна вьетов, до самого своего освобождения, находилась под влиянием китайцев. Важное место в обществе народа занимают китайски понятия о законодательстве и государственном управлении, а образование и литература базируются на наследии классического Китая. Поэтому страну вьетов называют китаизированной. Вьеты более ориентированы на долговременные цели; союзы заключаются ими ради единства страны, формирования нации. Вьетских правителей во все времена вдохновлял истинно политический дух.
Рядом с Тямпой, страной вьетов, Кхмерской империей (Камбоджа) и Китаем существовало ещё и пятое действующее лицо истории Древнего Вьетнама. Это "туземцы", потомки которых - племена горцев - ныне живут на окраинах Вьетнама. Вытесненные в горы, они часто представляли опасность и нарушали равновесие. Эти племена группировались вокруг своих вождей, селились возле неустойчивых границ. Последнее же действующее лицо - монгольские завоеватели, хлынувшие в страну в конце XIII в.
До середины X в. вьетская народность владела очень маленькой территорией в долине р. Хонгхи и вокруг неё.
В течение столетий, пока вызревал народ вьетов, в Тямпе, благодаря духовному влиянию Индии уже с VII в., происходили важные исторические события. В IX в. Тямпа достигла наибольшего территориального расширения.
Зелёным цветом отмечено царство Тямпа |
ИНДРАПУРСКАЯ ДИНАСТИЯ В ТЯМПЕ
Династия, которая правила в Тямпе, вела своё происхождние от мифического персонажа Бхриги, который передал власть, полученную от Шивы, царю по имени Уроджа. В 875 г. власть захватил Джайя Индраварман, который объявил себя славным потомком древнего рода. Но скорее всего, он утвердился как царь царей благодаря браку с царицей Раджакулой Харадеви.
Башни По Нагар на г. Ку Лао |
Именно из рода этой царицы выдвигались главные исторические фигуры Тямпы в X в. Наследование происходило по женской линии, так что роль женщины была крайне важна. Именно здесь впервые в письменных источниках супруги царей называются поимённо.
Чамские башни (По Нагар) |
Новый царь Индраварман дал своё имя столице Индрапуре. Он был буддистом. Его царствование, видимо, было мирным. Земли Тямпы, находившиеся под его прямым влиянием, простирались от устьев р. Куангнгай до нынешнего города Дананг, а свидетельства признания его власти обнаруживаются от нынешней провинции Фанранг на юге до Куангбинь на севере.
К концу X в. в жизнь Индрапурской династии вмешиваются вьеты и китайская империя Сун. Не выдержав натиска, династия потеряла государственное единство.
НЕЗАВИСИМОСТЬ ВЬЕТОВ
В начале X в., пользуясь ослаблением династии Тан в Китае, вьеты усилили борьбу за независимость. До этого были разные национально-освободительные движения, но окончательная победа произошла в 938 году. С тех пор вьеты перестали подчиняться Китаю, а править стала династия Нго (939-965).
После её упадка дельта Хонгхи раздробилась на дюжину маленьких княжеств. Одному из князей удалось одолеть всех, восстановить мир и централизованную власть: Динь Бо Линь в 968 г. объявил себя императором и основал династию Динь, а страну назвал Дайковьет.
"Дай" - слово китайского происхождения, означающее "великий", а "ко" - вьетское слово с тем же значением. Название существовало до 1054 г., когда третий император династии Ли убрал слог "ко", и названием державы стало Дайвьет.
По советам гадателя Динь Бо Линь перенёс столицу в Хоалы (Ниньбинь), где она и оставалась до 1010 г.
После смерти императора власть перешла к военачальнику Ле Хоану. Он был провозглашён императором под именем Ле Дай Хань и основал династию Ранних Ле (980-1009). Ранние Ле первыми заложили подлинные основы вьетского национального единства, при них царство приняло буддизм.
В начале XI в. придворные свергли последнего императора Ле и возвели на трон высокопоставленного мандарина Ли Конг Уана, который стал править под именем Ли Тхай То и основал династию Ли, процветавшую два столетия - до 1225 г.
В 1010 г. Ли Тхай То перенёс столицу из Хоалы в Тханглонг ("Город взлетающего дракона"). Сейчас город называется Ханой.
При династии Ли буддизм стал государственной религией. Основные тексты буддийского канона были получены из Китая. Хотя отношения были напряжённые между странами, Вьетское государство оставалось под культурным китайским влиянием. Начиная с XI в. в Тханглонге строились многочисленные храмы и пагоды. Страна вьетов покрылась "одеянием из храмов".
При четвёртом императоре династии состоялись первые конкурсные экзамены чиновников.
Около 1025 г. начался процесс вьетской колонизации южных земель, который получил название "Марш на юг" ("Нам тьен").
В 1145 г. кхмерский царь Сурьяварман II завоевал Тямпу. Тямский царь Джайя Хариварман вёл многочисленные сражения с кхмерскими войсками. Поначалу последние выигрывали, но, приняв поход против Дайвьета, потерпели ряд неудач и вернулись к себе.
Сурьяварман II |
В 1177 г. Джайя Индраварман в союзе с Дайвьетом напал на Ангкор и разграбил его.
В 1225 г. во Вьетском государстве сменилась власть. Новая династия - Ранняя Чан - правила по 1400 г. Её правление было отмечено двумя основными событиями: борьбой с монгольской династией и с Тямпой. Кроме того, Ранние Чаны увеличили площадь обработанной земли, чтобы прокормить всё более многочисленное население, и усовершенствовали дамбы на Хонгхе.
При Чанах развивалась центральная власть. Был установлен чёткий порядок управления от центрального аппарата до любой деревне. Непрерывно совершенствовалось светское просвещение.
В 1400 г. Хо Куи Ли, китаец по происхождению, сверг династию Чан. Мандарины, оставшиеся верными Чанам, и тямы попросили Китай вмешаться. Тот с удовольствием согласился, и в 1407 г. весь Дайвьет перешёл под его контроль. При династии Хо (1400-1407) вьеты не могли противостоять китайским захватчикам. В течение 20 лет своего правления (1407-1427) китайская династия Мин вновь навязывала народу китайскую культуру и образ жизни, ввела тяжёлые подати и принудительные работы. Кроме того, китайские губернаторы увезли в Китай национальные архивы.
Против китайцев поднимались многочисленные восстания; последнее - Ламсонское восстание под предводительством Ле Лоя - закончилось победой вьетов. Это произошло в 1428 г.
Ле Лой провозгласил себя императором под именем Ле Тхай То, основав династию Поздняя Ле (1428-1788).
Столицу он устроил в Тайдо ("Западная столица"). В современном Вьетнаме Ле Лоя считают одним из величайших героев. Он восстановил в разорённой стране управление, образование и земледелие. Династия Ле приняла конфуцианство и отдала всю власть учёным, которые активно начали преследовать буддизм.
В 1471 г. Дайвьет объявил войну тямпам, напал на них и разрушил столицу Виджайю. Тямпа потеряла все земли к северу от мыса Кега. Вьетское правительство тотчас же разделило приобретённые территории по своим приницпам, приступило к культурной ассимиляции страны, освоило посевные земли, устроив колонии. От Тямпы остались только провинции Каутхара и Пандуранга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.