История китайской керамики где-то совпадает с историей самого Китая: даже самые отдалённые эпохи получили свои именования по видам обнаруженных гончарных изделий на доисторических стоянках.
К периодам правления двух первых исторических династий (Шан и Чжоу) относятся керамические формы, иногда отделанные бронзой, например, треножники. К V в. до н.э. стал известен песчаник - глиносодержащая масса, обжигавшаяся при очень высокой температуре, затем частично расплавлявшаяся и остекловывавшаяся. На неё особым образом наносилось украшающее покрытие, называемое глазурью. Такой род изготовления керамики представляет собой чисто китайское изобретение, позднее он привёл к появлению фарфора. Разница между терракотой, песчаником и фарфором определяется в первую очередь степенью обжига:
Треножник. Культура Луншань |
К периодам правления двух первых исторических династий (Шан и Чжоу) относятся керамические формы, иногда отделанные бронзой, например, треножники. К V в. до н.э. стал известен песчаник - глиносодержащая масса, обжигавшаяся при очень высокой температуре, затем частично расплавлявшаяся и остекловывавшаяся. На неё особым образом наносилось украшающее покрытие, называемое глазурью. Такой род изготовления керамики представляет собой чисто китайское изобретение, позднее он привёл к появлению фарфора. Разница между терракотой, песчаником и фарфором определяется в первую очередь степенью обжига:
от 600°С до 1000°С — терракота
от 1050°С до 1200°С — песчаник
от 1200°С до 1400°С — фарфор.
В эпоху Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) усыпальницы становятся исключительно для богатых. На них в мелком масштабе изображаются лица известных минци, слуг, танцоров и т.д., здания, домашняя утварь, фигурки животных, выполненных из терракоты. Плиты, на которых воспроизведены те или иные сюжеты, украшают могилы, дома и дворцы. Керамика из песчаника начинает порой содержать уже каолин, достояние фарфора, что позволяет назвать эти изделия "протофарфоровыми". К тому же в китайском языке песчаник и фарфор обозначаются одним иероглифом: 瓷 (Cí). Формы керамических изделий исключительно разнообразны, а покрывающая их глазурь становится всё более и более изысканной по своему качеству.
Чиновник. Династия Тан. Саньцай |
В эпоху Тан (618-907) восстановленный порядок сопровождался широким подъёмом ремесленного искусства и особенно производства керамики. Эту эпоху символизируют фигурки - "три цвета" (саньцай). В глазури, которой покрыты фигурки, представлено сочетание трёх основных цветов: зелёного, жёлтого и белого. С другой стороны, рост потребления чая способствовал производству специальной посуды, которая становилась всё более изящной и утончённой, при том что внешний вид её обнаруживал всё большую простоту.
При династии Сун (960-1279) фарфор достиг предельных вершин в плане качества и разнообразия — и это ещё до изобретения сине-белого фарфора в эпоху Юань (1271-1367). В периоды правления двух последних династий, Мин и Цин, цвета варьировались, украшения усложнялись, а массовое производство, ориентированное на экспорт, снабжало коммерческие круги, имеющие выходы в Европу и США.
Ваза. Династия Цинь |
Без сомнения, именно керамика наиболее коротким и простым путём познакомила иностранцев с утончённостью и совершенством — художественным и техническим — китайской цивилизации. Традиция в этой области никогда не прерывалась — вплоть до наших дней.
Династия Цин |
Спасибо за просмотр!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.