Ниндзя и монахи-воины
Ниндзя были тайными агентами, наёмными убийцами средневековой Японии. Они, несомненно, существовали, но вокруг этого исторического факта наросла гора мифов и преувеличений.
В противоположность самурайскому идеалу открытого и честного поединка между достойными противниками, который прекрасно сочетался с более современными идеями маневров слаженных отрядов асигару, услугами ниндзя пользовались исподтишка, поскольку это считалось бесчестным. Кроме того, это почти что единственный в самурайской истории пример использования наёмников. Поэтому история ниндзя окутана тайной.
"Монах-воин" - это общераспространенный перевод термина "сохэй", который буквально означает "священник-солдат". Первоначально, начиная примерно с 970 г., он относился к армиям монастырей горы Хиэй и Нары. В отличие от самураев монахи-воины хранили верность не императору, вождю клана или даймё, а своему храму или буддистской секте. Миссионер-иезуит, отец Гаспар Вилела, побывавший в начале 60-х гг. XVI в. в монастыре Нэгородзи провинции Кии, говорил, что монахи-воины подобны рыцарям-иоаннитым с Родоса.
Монах-воин Бэнкэй. Кикути Ёсай |
Ко времени Эпохи воюющих провинций к изначальным сохэям присоединились другие воины, которые также служили священным, а не мирским властям. Это были войска секты Дзёдо-синсю, больше известный как Икко-икки. Их общины очень отличались от монашеских монто (последователей Дзёдо-синсю) "монахами-воинами" было бы не совсем точно. В эти общины стекались и самураи, и крестьяне, и горожане, придерживавшиеся одних и тех же религиозных верований, но лишь возглавлявшие их монахи проходили обряд посвящения. Так что Икко-икки были воинами, а не монахами. На самом деле учение Синрана (1173-1262), основателя секты, совершило революцию в японском буддизме, покончив с разделением на монахов и мирян и сделав упор на равенство всех верующих. Так что Икко-икки уместно будет сравнить не столько с иоаннитами, сколько с чешскими гуситами либо с пуританскими общинами крайнего толка, возникшими веком позже, в период Реформации. Объединенные религиозным рвением, под предводительством харизматичных проповедников, они создавали общины на основе самоуправления, обладающие своими собственными войсками. Точно так же обстояло дело и с Дзёй-до-синсю и её воинственными монто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.